Контакты: +7 962 058-42-99; +7 951 421-44-43; +7 3812 63-42-99; +7 3812 480-759

Статьи

27 февраля 2012

Город Омск и его неповторимый облик.

Омску в 2012 году исполняется 296 лет. Из маленького торгового городка он превратился в крупный научный, индустриальный и культурный центр Западной Сибири.

Город имеет свою историю материальной и духовной культуры, которая делает его характер и дух неповторимым. С Омском связаны судьбы замечательных людей России: Ф. Достоевского, П. Врубеля, Л. Мартынова, В. Куйбышева, Д. Карбышева и многих других деятелей науки, искусства, общественной и политической мысли.

Дома, улицы и площади Омска повествуют о жизни города, начиная от петровских времен с деревянного города-крепости до нынешних дней с современными зданиями и зеркальными бликами небоскребов. Своеобразие нашего города и непохожесть его на другие определяют возведенные в разные эпохи здания, многие из которых стали памятниками архитектуры.

Многообразна стилистическая картина архитектурного Омска. Самые ранние образцы мы находим в крепости. Кто бы мог подумать, что в сибирском городе с почти трехвековой историей есть пример барокко? Это понятие всегда связывается с прославленными творениями В. Растрелли в северной столице России, Д. Ухтомского в Москве. Наш образец барокко (здание бывшей гауптвахты) скромен, потому что это не дворец, а здание сугубо военного назначения, не изменившее его и в наши дни. Сильные выступы боковых частей, характерный декор над окнами, венчавшая здание до 1930-х годов башня с часами, сообщали облику дома особую привлекательность.

На смену затейливому барокко пришел строгий и сдержанный классицизм. Пример его в Омске – здание сибирского кадетского корпуса (центральная часть). Его стилистический характер повторен в облике Никольской церкви, построенной в 1840 году.

К 1905 году сформировался Любинский, или как его официально называли, Чернавинский проспект. Свои товары в этом комплексе зданий размещали различные российские товарищества мануфактур, в том числе П. Рябушкинского, С. Морозова, братьев Носовых.

В лучших традициях русского театрального строительства выдержано здание театра драмы. Оно привлекает нарядностью и праздничностью. Здание – яркий пример сочной, эклектичной пластики. Через десять лет после постройки здание увенчал «Крылатый гений», исполненный чешским скульптором В. Винклером, оказавшимся в 1915 году в Омске среди военнопленных. К сожалению, его «Крылатый гений» простоял недолго. В 1933 году фигуру сняли по соображениям идейного порядка. Но в наши дни она вновь восстановлена.

Когда оказываешься на улице К. Либкнехта (между улицами Ленина и Партизанской), на минуту чудится, что ты в большом столичном городе. Это ощущение создают солидные, классицистической архитектуры здания, построенные по проектам сибирского архитектора А. Крячкова и петербуржца Н. Веревкина.

Лучший образец стиля модерн в Омске – дом Акционерного общества Кузнецких каменноугольных копей. «Азбукой модерна» именуют искусствоведы этот дом, возведенный в 1910-е годы на углу улиц Тобольской и Надеждинской (ныне Орджоникидзе и Чапаева). Среди старых Омских зданий особенно привлекательны красные кирпичные особняки. В Омске их довольно много, и они удачно вписываются в современную застройку, выступая яркими цветовыми акцентами в массивах серо-белых зданий.

Старый Омск не имел выхода к Иртышу. В наше время Иртыш является главной ландшафтной осью, вдоль которой развивается и растет город. Вдоль правого берега Иртыша тянется многокилометровая, хорошо озелененная набережная, которая после реставрации стала главной достопримечательностью города.

За последние десятилетия в Омске были построены крупные сооружения, обогатившие городскую панораму. Современная архитектура несет в себе больше чистых и жизнерадостных цветов, дающих ощущение солнечного света в пасмурные дни. Мы хотим видеть наш город утопающим в зелени, красивым и современным.